26.02.2015 CRN №3 (430)
Константин Геращенко

Практически все компании хотят работать с государственными заказчиками. Ведь государство, за редким исключением, — это самый крупный, платежеспособный и надежный клиент. А в России в силу исторических причин государство играет в бизнесе гораздо большую роль, чем во многих других странах, поскольку в важнейших системообразующих отраслях и компаниях доля государственного участия либо весьма значительна, либо вообще составляет 100%.

Но даже заказчики с такими колоссальными ресурсами не могут не реагировать на изменения, происходящие в мировой экономике и уж тем более в экономике страны. А многочисленных перемен за последний год было очень много. Не следует забывать и о другой категории государственных заказчиков, также оказывающих существенное влияние на ИТ-рынок, — бюджетных организациях. Большими средствами они не располагают, деньги, выделяемые на развитие ИТ-инфраструктуры, у них строго лимитированы. Однако количество бюджетных организаций в масштабах страны огромно, и их доля в общем объеме закупок при благоприятных экономических условиях достаточно велика. Ну а пауза в закупках во времена кризисов может оказаться губительной для изрядного числа ИТ-компаний.

Под знаком санкций и падения рубля

За последние 12 месяцев на политической и экономической сценах произошло множество событий. Но в памяти бизнес-сообщества этот отрезок времени останется, вероятнее всего, как период санкций и обвала курса рубля. Указанные факторы поставили ИТ-компании в крайне сложную ситуацию, а многих даже напугали. Но после того как первый шок прошел, выяснилось: сложившийся «миропорядок» на ИТ-рынке почти не изменился.

По мнению Андрея Богомолова, вице-президента по продажам компании «Техносерв», в качественном отношении изменений не очень много: закупки вычислительной техники по-прежнему остаются одним из важнейших направлений ИТ-расходов. В процедурном отношении у госзаказчиков сохранился тренд на централизацию закупок и передачу этих функций в специально созданные ФГУП или ФКУ.

«Также можно отметить, что заказчики все чаще хотят получить решение „под ключ“ и проводят закупку вычислительной техники не отдельной процедурой, а в рамках общего конкурса на создание или модернизацию комплексной системы», — говорит Андрей Богомолов.

Сергей Васюк, глава представительства D-Link в России и странах Балтии, считает, что принципиально схема госзакупок осталась прежней, но подавляющее большинство сделок проводится в виде конкурсов и аукционов. С одной стороны, это упрощает отношения между партнерами и минимизирует стоимость закупаемого оборудования, а с другой стороны, планирование закупки, подготовка спецификаций и конкурсной документации становятся очень важными.

«В конце года, когда курс рубля быстро менялся, были случаи, когда заказчики не могли даже объявить тендеры, поскольку в них никто не участвовал, — комментирует Васюк. — Огромное количество тендеров сорвалось. И пока курс не стабилизируется, госзаказчикам будет сложно проводить тендерные закупки, особенно учитывая увеличение стоимости денег».

Сергей Васюк добавил, что в прошлом году было решено прекратить закупки оборудования, выпущенного в странах — участниках экономических санкций против России, при наличии импортозамещающих аналогов, а также не изменять стоимость проектов вне зависимости от курса доллара.

«Что касается процедуры госзакупок, то тут все осталось по-прежнему. Все взаимоотношения участников, как и раньше, регламентируются действующим ФЗ № 44, — заявил Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании „Аквариус“. — Однако на деле изменилось многое. Первые полгода закупки были минимальными: в ситуации неопределенности госзаказчики откладывали конкурсы на конец года. В III квартале начались аукционы, и в то же время были введены санкции. И когда в IV квартале начались поставки, перед получением оплаты от заказчиков „обвалился“ курс рубля. Поскольку валютная зависимость рынка ИТ очень большая, сроки исполнения контрактов исчисляются месяцами, а маржинальность бизнеса низкая, экономическая ситуация у исполнителей госконтрактов перевернулась с ног на голову — из прибыльных поставки вдруг стали убыточными».

Данила Григорьев, генеральный директор ООО «КомпьюМаркет», также считает, что на ИТ-рынке перемен много: «1 января 2014 г. вступил в силу новый ФЗ № 44, вследствие чего поменялись практически все процедуры оформления конкурсной документации. Это, несомненно, усложнило процедуру оформления конкурсов для заказчика. А в конце года в связи с неспокойной экономической ситуацией некоторые конкурсы стали рассчитывать в у. е.».

О влиянии ФЗ № 44 говорит и Сергей Ямов, заместитель генерального директора ГК «ИНЛАЙН ГРУП», директор по работе с бюджетообразующими ведомствами. По его словам, прошедший год характеризовался существенными изменениями в законодательстве в части госзакупок. Введение в действие этого закона серьезно притормозило проведение государственными структурами конкурсов и аукционов в первой половине 2014 г., ведомства накапливали опыт применения нового закона.

Российские законотворцы отсылали к неразработанным на момент утверждения закона постановлениям. На первых порах приходилось сталкиваться с многочисленными пробелами в законе, которые в течение года постепенно устранялись выпуском соответствующих постановлений, причем многие из них действительно здорово упрощали жизнь.

Полный текст публикаци

Новости
  • 13.06.2017
    Николай Таржанов, БИНБАНК: Активы, приносящие прибыль Подробнее
  • 31.05.2017
    «ИНЛАЙН ГРУП» в рейтинге «Эксперт РА» Подробнее
Проекты
  • Альфа-Банк
    Консолидация ИТ-ресурсов на основе индустриальных стандартов