14.10.2008 Cnews
Игорь Силевич: «Розница осознала необходимость автоматизации в рамках единых структурных подходов»

О тенденциях на рынке автоматизации торговых предприятий, ИТ-продуктах и решениях, наиболее на нем востребованных, в интервью CNews рассказали Али Мамедов, заместитель генерального директора компании «Инлайн Груп», и Игорь Силевич, генеральный директор компании «Инлайн Ритейл».

CNews: Какова, на ваш взгляд, динамика проникновения информационных технологий в сферу торговли? Какие качественные изменения произошли здесь за последнее время?

Игорь Силевич: С каждым годом рынок розничной торговли становится все более зрелым, и в последнее время даже средние компании — компании «второго эшелона», главным образом, региональные ритейлеры — одна за другой автоматизируют свои бизнес-процессы, прибегая к самым современным ИТ-продуктам и решениям. Сегодня компании с оборотом даже до 80 млн долл. начали обращаться к программному обеспечению класса ERP, такому как, например, SAP R/3, отраслевое решение Retail. Подобный прогресс стал следствием стремительного развития тенденции консолидации рынка, выражающейся в растущем числе M&A-сделок. Особенно активно здесь действуют ведущие московские и петербургские торговые сети, скупающие не только менее крупных столичных, но и региональных игроков.

Чувствуя этот тренд, многие ритейлеры стараются заранее выстраивать свои бизнес-процессы так, чтобы в дальнейшем максимально упростить возможную процедуру слияния. Тем самым, они делают себя в глазах потенциальных покупателей значительно более привлекательными. Во всяком случае, общаясь с компаниями «второго эшелона» складывается ощущение, что они очень серьезно на это нацелены. Более того, вспоминая свой опыт работы в ТД «Копейка», могу констатировать, что большинство региональных компаний, приезжая знакомиться с принципами организации бизнеса «Копейки», выражали готовность «подстроиться» под технологические стандарты этой сети с тем, чтобы в дальнейшем, при возникновении взаимного интереса, процедура слияния была бы максимально комфортной.

В то же время нельзя утверждать, что этими ритейлерами движет лишь такого рода «корысть». Руководители средних и небольших сетей сегодня все чаще задумываются именно о качестве построения своих бизнес-процессов, о тех технологических преимуществах, которые приносит внедрение «тяжелых» и, конечно, недешевых информационных систем. И в этом плане уровень руководства подобных компаний значительно вырос по сравнению с тем, что было еще несколько лет назад.

В ритейле в настоящее время ИТ придается, несомненно, огромная роль. Не секрет, что на начальном этапе развития розничного бизнеса процесс автоматизации магазинов ограничивается внедрением простых, не требующих больших затрат продуктов. Но когда сеть разрастается до 15-20 торговых точек, для руководства компаний становится актуально уже не просто внедрение более продвинутых систем, но и аспект их масштабируемости — что будет, когда торговая сеть «перешагнет» рубеж в 50, а то и 100 магазинов. На этом этапе ритейлер пытается спрогнозировать свои будущее бизнес-процессы и уже сейчас старается их оптимизировать.

В немалой степени это связано с большим числом успешных внедрений (как SAP-решений, так и продуктов других именитых вендоров), произведенных в ритейле к текущему моменту. Иными словами, рынок уже сам подстегивает спрос. В компаниях видят, что это не просто «модная игрушка», что это реально экономит серьезные ресурсы, существенно облегчает решение многих бизнес-задач.

Руководители развивающихся сетей сегодня демонстрируют значительный интерес к ERP, они посещают аналогичные компании, где подобные системы уже работают, мы сами регулярно проводим демонстрации, в ходе которых подробно рассказываем об автоматизации бизнес-процессов. И это также приносит свои плоды — способствует принятию топ-менеджерами правильных решений. Вообще нынешние директора динамично растущих сетей «второго эшелона» намного лучше подготовлены к восприятию ИТ, нежели их коллеги лет семь-восемь назад, начинавшие розничный бизнес в России, главным образом, со столицы. Тогда их надо было убежать месяцами, а иногда и годами. Например, в «Копейке» переговоры с руководством компании на предмет внедрения новейших ИТ шли на протяжении полугода. Однако в то время некоторая осторожность, возможно, и была оправдана. Когда в России в ритейле начинались первые проекты внедрения SAP, где-то в 1998 году, далеко не все могли себе позволить вкладывать сотни тысяч, а порой и миллионы, долларов в автоматизацию. Тем более что в тот момент это казалось рискованным шагом. С заказчиком надо было проводить огромную работу с тем, чтобы он «проникся» всеми преимуществами, которые дают новейшие технологии. Безусловно, и сейчас приходится прикладывать усилия, дабы убедить заказчика, но делать это стало уже намного проще, ведь степень понимания вопроса и уровень принятия решений у сегодняшних руководителей значительно выросли.

Али Мамедов: Что касается динамики проникновения ИТ в сферу торговли, то она растет на глазах. Согласен с Игорем, в последнее время все более заметным становится интерес к передовым решениям в области информационных технологий со стороны небольших и средний торговых компаний. Сегодня ситуация такова, что не только крупные розничные сети, но и торговые компании калибром поменьше стали использовать «тяжелые» ERP-решения, выстраивать работу своих ИТ-подразделений на основе ITSM-подхода и т.п. И компании, которые еще совсем недавно казались нам неинтересными в силу не слишком высокого уровня развития ИТ, сейчас постепенно переходят в категорию активных ИТ-заказчиков — они начали интересоваться и технологиями, и услугами интеграторов в области организации ИТ-служб, организации бизнеса, и возможностями практической реализации сложных ИТ-задач. Этот факт и есть то наиболее качественное изменение, которое произошло за последние годы в сфере автоматизации и информатизации розничной торговли. Взять тот же SAP. Объемы российских продаж программного обеспечения в СМБ-секторе у этой компании растут сейчас небывалыми темпами.

CNews: Какие информационные технологии в настоящий момент наиболее востребованы торговыми организациями? У каких ИТ здесь наибольшие перспективы? С чем это связано?

Али Мамедов: Наибольшим спросом сегодня пользуются решения, связанные, прежде всего, с автоматизацией деятельности основного бизнеса компаний, то есть управлением финансами, товародвижением, складским хозяйством и т.п. Все более востребованным становится консалтинг в области ITSM, управления ИТ-услугами внутри компании. И опять же, если раньше этим интересовались только большие компании, то сейчас эта сфера стала зоной пристального внимания и со стороны малых и средних фирм. Последние все чаще присматриваются к системам service desk, help desk, их интеграции с центральными ИТ-системами. Все более актуальным для подобных компаний становится вопрос масштабируемости информационных систем.

Крупные же компании, помимо просто оптимизации служб поддержки пользователей или чего-то подобного, хотят получать все более сложный консалтинг. Они двигаются вперед, и уже прописывают различные уровни сервиса, для того, чтобы можно было внутри компании предоставлять эти услуги бизнес-подразделениям, причем, возможно, за деньги.

Если же смотреть на ИТ в торговле (да и не только в торговле) с чисто технологической точки зрения, то каких-то явных прорывов здесь не произошло. Были предположения, что рынок более пристально присмотрится к внедрению систем, основанных на RFID-технологии, хотя резких скачков в этом направлении не предполагалось. Так и есть, технология уже не нова, но широкого распространения на данный момент не получила. Да, в общем-то, предприятия еще не освоили имеющиеся технологии, чтобы всерьез интересоваться новинками. На данный момент продолжают оставаться актуальными задачи автоматизации основных бизнес-процессов на основе ERP-систем для средних и небольших компаний, а также оптимизации деятельность собственных ИТ-служб крупных концернов. Во всяком случае, в своей практике мы наблюдаем именно такой тренд.

Новости
  • 13.06.2017
    Николай Таржанов, БИНБАНК: Активы, приносящие прибыль Подробнее
  • 31.05.2017
    «ИНЛАЙН ГРУП» в рейтинге «Эксперт РА» Подробнее
Проекты
  • Альфа-Банк
    Консолидация ИТ-ресурсов на основе индустриальных стандартов