13.03.2014 «Смоленский Атом», № 9
Оксана Шамарова
публикация в pdf-формате
Есть повод для гордости

В коллективе Смоленской АЭС много достойных людей, чей труд заслуживает высокой оценки. И мы умеем радоваться успехам коллег, с кем ежедневно, плечом к плечу, решаем задачи, от которых зависит жизнь и развитие атомной станции и Десногорска. Радуемся, потому что каждое маленькое достижение складываются в большой командный результат: наше предприятие известно как одно из передовых в концерне «Росэнергоатом». Есть и сегодня повод для гордости. Специалисты реакторного цеха - ведущий инженер-технолог Артем Портных, ведущий инженер Игорь Хомяков и начальник участка Юрий Меркулов – стали призерами первого в истории отрасли конкурса «Человек года Росатома - 2013». На торжественной церемонии награждения, которая состоялась в столице, они отмечены в специальной номинации генерального директора «На шаг впереди: эффективность».

Автоматизация управления производством: работа только началась

О внедрении информационной системы поддержки эксплуатации и перспективах развития автоматизации производственных процессов Смоленской АЭС рассказывает главный инженер атомной станции Александр Васильев.

- Александр Иванович, насколько сложным для Смоленской АЭС оказался процесс создания информационной системы поддержки эксплуатации?

- Перспективную программу автоматизации производственных процессов Смоленская станция начала еще в начале 90-х годов, когда мы внедряли свои первые автоматизированные системы. За это время сформирована необходимая инфраструктура, появились специалисты, абсолютно правильно воспринимающие изменения, связанные с автоматизацией. Поэтому нам удалось задать довольно быстрый темп реализации проекта поддержки эксплуатации. До конца апреля на блоке №3 система будет передана в промышленную эксплуатацию. В дальнейшем мы вовлечем в нее персонал первого и второго энергоблоков. В конечном итоге ее пользователями должны стать 1400 человек. Надеюсь, что к концу 2014 года оперативный персонал Смоленской АЭС получит новый инструмент, который позволит ему более эффективно, качественно и безошибочно выполнять свою работу в части документирования своей деятельности.

Проект шел не так гладко, как может показаться на первый взгляд. Были некоторые трудности, связанные с локализацией программного продукта. Однако, поставщики системы – компания Ventyx An ABB Company - эти недостатки устранили. Столкнулись мы и с нехваткой оснащения оперативного персонала компьютерной техникой. Несмотря на то, что более полутора тысяч рабочих мест на станции укомплектованы компьютерами, для автоматизации деятельности оперативного персонала этого оказалось не достаточно. Сейчас уже выполнены закупочные процедуры, и мы ждем поставки недостающей техники.

Хочу отметить, что внедрение информационной системы поддержки эксплуатации - это только первый шаг серьезной автоматизации производственной деятельности Смоленской АЭС. В 2014 году мы приступаем к проекту автоматизации технического обслуживания и ремонта оборудования, без которой невозможно говорить о полномасштабной информационной поддержке работы оперативного персонала. Необходимо перейти от действующей системы управления ТОиР «Десна-2» к более современному классу систем. Скорее всего, это будет информационная система Maximo for Nuclear Power, которую компания IBM специально разработала для атомных станций. Надеюсь, что наш персонал справится с этой задачей так же успешно, как и с проектом поддержки эксплуатации.

- Как вы думаете, стоит ли отказываться от бумажных форм оперативных журналов, что позволяет сделать ИС ПЭ?

- С моей точки зрения, абсолютно невозможно, чтобы оперативный персонал вел одновременно и бумажный журнал, и электронный. Сегодня перед всеми отраслями и организациями стоит задача - перейти на безбумажные технологии, которые позволяют обеспечить большую сохранность информации на цифровых носителях. Однако процесс перехода к электронной форме ведения оперативных журналов АЭС сдерживается тем, что они являются документами строгой отчетности, рукописный порядок ведения которых регламентируется соответствующими отраслевыми нормами. Этот вопрос требует отдельного изучения и принятия решений руководством концерна «Росэнергоатом». Думаю, что в ближайшее время он будет урегулирован. Если центральный аппарат посчитает невозможным отказ от бумажных журналов, будем искать компромиссы. Уже есть определенные проработки, как это можно сделать.

- Вслед за Смоленской АЭС в работу по автоматизации эксплуатационных процессов должны включиться все российские АЭС. Планируете ли вы делиться с коллегами успешным опытом внедрения?

- Безусловно, мы планируем делиться положительным опытом. Специальное подразделение (отдел инженерной поддержки информационных систем управления производством), которое создается на Смоленской станции, будет накапливать компетенции в области сопровождения автоматизации производственных процессов и передавать коллегам родственных АЭС и АЭС с другими типами реакторов. Наша цель была - создать универсальную информационную систему, которую, с помощью перенастройки определенных функций, можно использовать для автоматизации на любой атомной станции концерна. По моим оценкам, учитывая опыт Смоленской АЭС, наши коллеги смогут запустить базовый функционал системы не более чем за год при наличии соответствующей инфраструктуры, компьютерной техники и обязательно - желания!

Новости
  • 26.09.2017
    «ИНЛАЙН ГРУП» и Fortinet защитили web-сервисы ТМК Подробнее
  • 14.09.2017
    «ИНЛАЙН ГРУП» на III Федеральном ИТ-форуме нефтегазовой отрасли России Подробнее
Проекты
  • Альфа-Банк
    Консолидация ИТ-ресурсов на основе индустриальных стандартов